Н.Е.Пестов. Свет Откровения. Размышления над Апокалипсисом
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) – совершенно особая книга написанная «внутри и отвне» (Откр. 5.1.), полная притч, символов и аллегорий, что затрудняет ее понимание.
Имеется довольно много толкований Откровения, многое в них трактуется по разному, что может вызвать недоумение читателя. Толкования Апокалипсиса канонически закрепленного авторитетом Церкви не существует, хотя ряд комментаторов почитаются Святыми, и их мнения считаются авторитетными. Среди них: Святой Ефрем Сирин, Андрей Кесарийский, Ипполит Римский, Ириней Лионский, блаженный Августин и другие.
Очевидно, что таинственная форма Откровения является необходимой по особому Промыслу Божию. Господь говорит апостолам: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах» (Мк. 4.11).
Автор настоящих очерков Николай Евграфович Пестов, известный читателям благодаря своему масштабному труду по нравственному богословию «Современная практика православного благочестия», биографической книги «Жизнь для вечности» и других.
Главные темы книги «Размышления над Апокалипсисом» - это откровение о бытии и сущностных свойствах Новозаветной церкви и откровение о спасении душ человеческих в последние времена.
Понимая, что материал настолько сложен и многопланов, что не предполагает однозначного осмысления, автор не настаивает на безусловной правоте своих умозаключений.
Николай Евграфович считал, что главное в книге не детали грядущих событий, а духовный смысл того, что будет происходить с человечеством. Как сохранить душу, как остаться духом с Богом, не погибнуть, не растеряться в надвигающихся на мир испытаниях, но спастись и войти в Небесный Город.
По мнению автора «Пророчество существует для того чтобы установить смысл грядущих времен а не их факты».
Вместе с тем истолкование фактов будущего в какой-то степени присутствуют и в труде Пестова, он считал это важным для укрепления веры в те последние времена, страшные события которых могут поколебать ее.
Труд читается удивительно легко для богословского сочинения, это можно объяснить только необыкновенным даром слова, присущим автору, который сумел о сложном сказать просто и неформально.
Есть в этом толковании и пророческие моменты о временах предшествующих апокалипсическим: «Очевидно, что Христианская вера в тот период не будет гонима и проповедь не запрещена. Церковная организация еще сохранится. Проповедь будет вместе с тем облачена всеми достояниями цивилизации: быстротой сообщения, радио, телевидением, общедоступностью книг и т.д.»
Одной из особенностей Толкования Пестова являются картины суровой действительности последних времен, описанные у Апостола Иоанна Богослова в Символах, они раскрываются автором, приобретая понятные нам очертания событий ужасных, но все тки переносимых. Испытания эти будут последними и за ними, как никогда уже близок Христос.